Доступ к публичной информации

31.05.2014

Доступ к публичной информации

В мае 2011 года в Украине вступил в силу Закон «О доступе к публичной информации»,который признан мировыми экспертами одним из лучших в мире.

Теперь каждый желающий может получить от госорганов, местных властей и прочих субъектов, живущих на бюджетные деньги, любую информацию, дозволенную законом, кроме конфиденциальной, служебной и тайной. При этом не нужно обосновывать причины, по которым такая информация запрашивается.

Согласно Закону, публичной является информация:

- которая получена или создана в процессе исполнения субъектами властных полномочий своих законных обязанностей или которая находится в их распоряжении;

- информация предприятий, которые финансируются из государственного или местных бюджетов,  в отношении использования бюджетных средств;

- информация, которая находится в распоряжении субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на рынке, природных монополий, об условиях поставок товаров, услуг и цен на них;

- информация о качестве продуктов питания и предметов быта, об авариях и катастрофах.

Не подлежит предоставлению информация с ограниченным доступом. Согласно закону, к таковой относится конфиденциальная, тайная, а также служебная информация. 

Конфиденциальная информация - информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий, и которая может распространяться в определенном ими порядке по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями.

Тайная информация - информация, доступ к которой ограничен, разглашение которой может нанести ущерб личности, обществу и государству. Тайной признается информация, содержащая государственную, профессиональную, банковскую тайну, тайну досудебного расследования и другую, предусмотренную законом, тайну.

К служебной может принадлежать такая информация:

- внутриведомственная служебная корреспонденция, докладные записки, рекомендации, если они связаны с разработкой направления деятельности учреждения или осуществлением контрольных, надзорных функций органами государственной власти, процессом принятия решений, и предшествуют публичному обсуждению и/или принятию решений.

- собранная в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности, в сфере обороны страны, которая не отнесена к государственной тайне.

Не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе доступ к копиям соответствующих документов, условиям получения этих средств или имущества, сведениям о физических и юридических лицах, которые получили эти средства или имущество.

Однако, чтобы не предоставлять «нежелательную» информацию, органы власти стали утверждать перечни «информации, которая не является публичной», «служебной информации», а также решения с грифом «Для служебного пользования», что вовсе противоречит нормам Закона.

Законодатель попытался решить данную проблему и пересмотрел некоторые нормативные документы, связанные с обеспечением  доступа к информации.

В апреле этого года вступил в силу Закон № 1170-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием закона Украины «Об информации» и закона Украины «О доступе к публичной информации», которым урегулированы вопросы доступа СМИ к информации, имеющей гриф «для служебного пользования». Данный закон обязывает органы государственной власти публиковать все свои решения.

Благодаря этому Закону граждане получили право, кроме прочего, на доступ к протоколам сессии советов, а также выводам и рекомендациям постоянной комиссии советов, протоколам их заседаний; к материалам генерального плана населенного пункта (определяющего вопросы развития, планирования, застройки и другого использования соответствующей территории), которые ранее относили к служебной информации.

Запрос на получение декларации чиновника.

Согласно п.6 ст.6 Закона Украины «О доступе к публичной информации» сведения, указанные в декларации чиновников об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, не могут быть отнесены к информации с ограниченным доступом.

Исключением являются регистрационные номера плательщика налогов, паспортные данные чиновника, адреса недвижимого имущества и его место жительства. Эти данные не могут быть предоставлены.

Стоит также отметить, что ограничению доступа подлежит именно информация, а не документ. Это означает, что если в запрашиваемом документе содержится информация с ограниченным доступом, распорядитель информации обязан предоставить всю содержащуюся в документе информацию, за исключением информации с ограниченным доступом.

Требования к запросу

Письменный запрос должен содержать имя (название) того, кто обращается, почтовый или электронный адрес, номер телефона, если такой имеется, описание информации, которая запрашивается, подпись и дату.

Срок рассмотрения запроса

- 5 рабочих дней с момента его получения (в общем случае);

- 2 суток (если запрос касается информации, необходимой для защиты жизни или свободы лица, относительно состояния окружающей среды, качества продуктов питания и предметов обихода, чрезвычайных происшествий, которые угрожают безопасности граждан);

- 20 рабочих дней (если запрос касается большого объема информации или требует обработки большой базы данных).

Оплата

Согласно закону, информация на запрос предоставляется бесплатно. Однако если для ответа нужно изготовить более 10 копий документов, за копии необходимо будет заплатить по ставкам, утвержденным распорядителем информации.

Стоит обратить внимание, что если распорядитель информации не утвердил размеры расходов на копирование документов, то информация должна быть предоставлена бесплатно.

Исчерпывающие случаи отказа в удовлетворении запроса:

- распорядитель информации не обладает такой информацией,

- запрашиваемая информация имеет ограниченный доступ,

- если проситель не оплатил затраты на копирование или распечатку документов,

- если в запросе отсутствуют предусмотренные законом данные (вышеуказанные требования к запросу).

Обжалование отказа в предоставлении информации.

Действия госоргана можно обжаловать в суде, требуя признать действия чиновника противоправными и обязать предоставить информацию. Также можно обратиться в прокуратуру с просьбой составить протокол об административном правонарушении в отношении провинившегося чиновника.

Автор: Верховенство права, Громадська організація