Для чего необходимо знать антимонопольное законодательство

18.05.2014

У бизнеса и граждан есть действенный способ защиты своих прав в правоотношениях с субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Это применение положений Законов Украины «О защите экономической конкуренции» и «О защите от недобросовестной конкуренции» (далее – законодательство о защите экономической конкуренции).

Согласно практики рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции органы Антимонопольного комитета Украины преимущественно рассматривают следующие категории дел:

1. Злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке;

2. Антиконкурентные согласованные действия субъектов хозяйствования;

3. Антиконкурентные действия органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля;

4. Недобросовестная конкуренция.

Законодательство о защите экономической конкуренции дает полномочия Антимонопольному комитету Украины принимать обязательные для исполнения решения направленных на защиту прав граждан и субъектов хозяйствования. Должностным лицам предприятий и организаций необходимо владеть основами практики рассмотрения вышеупомянутых четырех категорий дел, гражданам достаточно знать основные положения рассмотрения дел о злоупотреблении монопольным (доминирующим) положением, что позволит им защитить свои права во многих правоотношениях с субъектами хозяйствования, органами власти и органами местного самоуправления.     

Закон прямо обязывает должностных лиц знать законодательство о защите экономической конкуренции. Статьей 21 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц обязаны передавать Антимонопольному комитету Украины и его территориальным отделениям сведения, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.

В обоснование необходимости изучения законодательства о защите экономической конкуренции важно отметить, что только одна из четырех категорий дел рассматривается в отношении субъектов хозяйствования, которые занимают значительную долю (более 35 процентов) на рынке. Это злоупотребление монопольным (доминирующим) положением. К ответственности за антиконкурентные согласованные действия, недобросовестную конкуренцию, а также за не предоставление информации (предоставление информации в неполном объеме, предоставление недостоверной информации), могут быть привлечены любые субъекты хозяйствования, в том числе физические лица-предприниматели, независимо от их доли на рынке и финансовых результатов деятельности.

За злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке и антиконкурентные согласованные действия на субъектов хозяйствования могут быть наложены штрафные санкции в размере до 10 % дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) за последний отчетный год, который предшествовал году, в котором накладывается штраф. За совершение действий, определенных как недобросовестная конкуренция, штрафные санкции могут составлять до 5 %, а за не предоставление информации до 1%. В случае отсутствия дохода (выручки) штрафные санкции могут составить до 340 000,0 грн., в зависимости от вида правонарушения.   

Недопущение юридическими и физическими лицами-предпринимателями в своей деятельности типовых нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, о которых пойдет речь в следующем материале, является предупреждением возможных негативных последствий в виде наложения на них значительных штрафных санкций со стороны Антимонопольного комитета Украины.  

Автор: Кравец Юрий Игоревич