Защита от недобросовестной конкуренции

18.05.2014

недобросовестная конкуренция

Недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, которые противоречат торговым и другим честным обычаям в хозяйственной деятельности. Виды недобросовестной конкуренции определены Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции».

На рынке товаров, работ и услуг, где существует высокая конкуренция, субъекты хозяйствования стремятся получить преимущество в конкуренции. С этой целью добросовестные предприниматели улучшают качество товара, используют в производстве качественное сырье, современное оборудование, внедряют новые технологии, нанимают профессиональных специалистов и так далее.

Недобросовестные предприниматели стремятся получить преимущество в конкуренции за счет неправомерного использования имени, коммерческого наименования, торговой марки (знака для товаров и услуг), рекламных материалов без разрешения субъекта хозяйствования, который раньше начал использовать их, неправомерного использования товара другого производителя, сравнительной рекламы, дискредитации или склонения к бойкоту субъекта хозяйствования, подкупа работника, должностного лица поставщика (покупателя, заказчика), распространения о товаре информации, которая вводит в заблуждение.  

Львиную долю выявляемых органами Антимонопольного комитета Украины нарушений законодательства о защите от недобросовестной конкуренции составляют нарушения в виде распространения информации, которая вводит в заблуждение. Статьей 15-1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» предусмотрен неполный перечень видов информации, которая может вводить в заблуждение. Среди них есть сведения, которые содержат неполные, неточные или неправдивые данные о происхождении товара (работ, услуг), производителе, способе изготовления, количестве, потребительских свойствах, качестве, комплекте, пригодности к применению, стандартах, характеристиках, цене и скидках на них, а также о существенных условиях договора.

Например, на прилавке в магазине представлена продукция одного вида от пяти разных производителей. На этикетках указаны одни и те же ингредиенты, а также указано об отсутствии растительных жиров, консервантов, красителей и других ингредиентов, которые отпугивают потребителя. Продукция трех производителей отвечает информации на этикетке, а двух других, в лучшем случае, безопасна для здоровья. Распространение информации, которая вводит в заблуждение со стороны недобросовестных производителей, создает неравные условия конкуренции, что невыгодно добросовестному производителю и потребителям. 

Распространение информации может осуществляться субъектом хозяйствования путем сообщения в рекламе, на этикетке изделия, вывеске магазина (аптеки, гостиницы) или в другим способом, непосредственно или через другое лицо. Выявить распространение недостоверной информации можно путем обзора этикетки продукта (просмотра рекламы), а в некоторых случаях путем проведения соответствующих лабораторных исследований. Доказательством распространения информации может быть газета, рекламный буклет, этикетка продукта, выводы эксперта, протокол исследования и другие доказательства.  

Виды нарушений.      

Нарушение в виде распространения информации, которая вводит в заблуждение можно разделить на несколько групп в зависимости от вида товаров и услуг, которые предлагаются потребителю. В первую очередь это нарушение со стороны производителей продуктов питания. С целью реализации своего товара производители стремятся указать на упаковке большими буквами на лицевой стороне информацию, которая привлекает внимание потребителя, а сведения, которые могут оттолкнуть, не указывают или размещают таким образом, чтобы потребитель не обратил на них внимание, в том числе в результате использования очень мелкого шрифта. Например, на упаковке плавленого сыра производитель указывает большими буквами «сыр плавленый с грибами», а в составе продукта грибы отсутствуют или мелким шрифтом указано о наличии только ароматизатора «грибы». 

Распространение информации, которая вводит в заблуждение, может приводить к значительным напрасным расходам потребителей. Ради своего здоровья и здоровья близких граждане готовые платить большую цену за товар (услугу). Этим пользуются недобросовестные производители и продавцы биодобавок, кремов и похожих препаратов. Как показывает практика рассмотрения дел о распространении информации, которая вводит в заблуждение, предприниматели доводят до потребителей большой перечень полезных свойств, не подтвержденных ни одним доказательством.       

Нарушения допускают и представители торговли путем распространения неправдивой информации о ценах, скидках и других «выгодных» для потребителей условиях, что может повлиять на их намеренье приобрести товар у конкретного продавца.

Отдельную группу нарушений составляет распространение информации банками, страховыми компаниями и другими учреждениями об условиях предоставления финансовых услуг. Это предоставление неполной информации о процентных ставках и других расходах клиента.   

Это лишь некоторые примеры. Распространение информации, которая вводит в заблуждение, может иметь место со стороны субъектов хозяйствования, которые осуществляют свою деятельность на разных рынках и различным способом.   

Прекращение нарушения.

В случае выявления нарушений законодательства о защите от недобросовестной конкуренции территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины уполномочено принимать обязательные для исполнения решения о прекращении нарушения и наложении штрафных санкций.

Согласно ст. 21 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» совершения субъектами хозяйствования действий, определенных этим Законом как недобросовестная конкуренция, грозит наложением штрафа в размере до 5% процентов дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъекта хозяйствования за предыдущий отчетный год, который предшествовал году, в котором накладывается штраф. 

Автор: Кравец Юрий Игоревич