Вести бизнес в Украине честно можно, хотя это и нелегко, - глава Philips в Украине

04.08.2017

Вести бизнес в Украине честно можно, хотя это и нелегко, - глава Philips в Украине

Гендиректор Philips в Украине называет факторы, которые повлияли на оценку бизнесом уровня инвестиционной привлекательности в стране

Ирина Березовская объясняет, как бизнес реагирует на даже незначительные изменения правил игры на рынке.

Украина стала более интересной для инвесторов. В июля Европейская бизнес ассоциация (ЕБА) провела опрос среди руководителей более 140 крупнейших международных и украинских компаний. Результаты опроса показали, что негативные настроения бизнесменов стали гораздо слабее, а индекс инвестпривлекательности подрос и стал наивысшим за последние шесть лет. 

Респонденты отмечают положительные изменения, в частности, открытость государственных данных, постепенную дерегуляцию, ослабление валютного контроля, упрощения процедуры получения разрешительных документов на строительство и мораторий на проверки.

НВ Бизнес обратился в компанию Philips Украина, которая также является одним из многочисленных членов ЕБА, чтобы узнать, как на практике ощущают все эти перемены в самих предприятиях.

В интервью генеральный директор компании Ирина Березовская рассказала, как официальные компании борются с "серым" импортом, что привело к росту рынка малой бытовой техники и когда компания может открыть в Украине собственное производство.

– Как вы оцениваете ситуацию с инвестклиматом в Украине? Стало лучше или хуже здесь за последние годы? И почему?

– Действительно, и мы, и все бизнес-сообщество замечаем некоторый прогресс относительно инвестиционной привлекательности Украины. Индекс инвестиционной привлекательности впервые превысил значение 2010-2011 года. Однако он только вышел из отрицательной плоскости. То есть те оценки, которые ранее были негативными, стали нейтральными. Поэтому показатель 3,15 из 5-ти – хороший прогресс относительно предыдущих лет. Но это признак того, что есть куда расти, для того чтобы Украина была действительно инвестиционно привлекательной для компаний. Мы также высоко оцениваем эти положительные изменения и видим, что экономика оттолкнулась от дна и начала расти. Положительным фактором является и уменьшение регулирования на валютном рынке, а также прогресс по дерегуляции, который тоже улучшает инвестиционную привлекательность страны.

Согласно оценкам экспертов, "серый" рынок составляет до 20% от объема продаж всей бытовой техники в Украине

– А что стало лучше, с чем вы сталкиваетесь в повседневной жизни?

– Мы замечаем существенный прогресс в дерегуляции. Одно из последних решений, которое облегчило ведение бизнеса для многих компаний – это отмена печатей. Также правительство активно работает над принятием европейских директив, лучших европейских законодательных норм и технических регламентов. Эффективным решением для поддержки прозрачности бизнеса стало обязательство продавцов выдавать фискальные чеки при продаже бытовой техники. Они позволяют потребителю получить гарантийный сервис и быть уверенным в качестве продукции, которую он покупает.

– Сталкиваетесь ли вы с проблемой нелегального импорта продукции на украинский рынок и вообще с проблемой нелегального или черного рынка?

– Согласно оценкам экспертов, "серый" рынок составляет до 20% от объема продаж всей бытовой техники в Украине. Поэтому производители так или иначе сталкиваются с таким явлением. Мы активно работаем в Европейской бизнес ассоциации для того, чтобы на законодательном уровне уменьшить возможности "серого" импорта. Сейчас ведется работа над законопроектом о закреплении принципа национального исчерпания прав, который ограничит возможности нечестных компаний относительно ввоза "серого" импорта в Украину.

– Недавно народные депутаты предложили снизить объем возможного получения по почте различных видов товаров до 150 евро на одного человека в месяц. Как вы оцениваете такую инициативу?

– Мы не является участником этой инициативы. И на самом деле считаем, что такая инициатива не поможет преодолеть проблему "серого" импорта в Украине. Эффективным инструментом на законодательном уровне может стать принцип национального исчерпания прав, который работает в Европейском Союзе. Таким образом станет невозможной контрабанда в крупных размерах.

– Имеет ли законодательное поле в Украине схожие черты с европейским, и насколько здесь это позволяет вести бизнес "по-белому"?

– Наша компания ведет бизнес с соблюдением всех норм законодательства, мы являемся успешными на рынке, мы растем. Поэтому вести бизнес честно можно, хотя это и нелегко. Мы видим, что Украина сейчас занимает 80 место в рейтинге легкости ведения бизнеса. Конечно, это заметный прогресс относительно 2012-2013 года. Но я надеюсь, что со временем мы будем хотя бы среди 50 первых стран. Конечно, вести бизнес в Украине труднее, чем в других центрально-европейских странах.

Со временем, когда будет меняться инвестиционный климат, наша компания сможет вернуться к вопросу инвестирования в какое-то производство в Украине

– Что бы вы хотели, чтобы в ближайшее время изменила Верховная Рада, Кабмин, чтобы вам было проще работать?

– Инвесторы положительно оценивают происходящие изменения. Однако отмечают несколько направлений дальнейших реформ, которые позволят Украине быть более привлекательной для инвестиций. Приоритетными направлениями, по мнению бизнес-сообщества, является борьба с коррупцией, верховенство права и ускорение судебной реформы, а также дальнейшая дерегуляция и упрощение всех процедур ведения бизнеса в Украине.

– Вы рассматриваете теоретическую возможность открывать какие-то производства в Украине?

– На самом деле компания постоянно оценивает инвестиционную привлекательность тех или иных стран относительно производства. Пока у нас нет таких планов. Я надеюсь, что со временем, когда будет меняться инвестиционный климат, облегчится ведение бизнеса, и при этом останутся положительные факторы, а именно то, что во многих случаях себестоимость изготовления продукции в Украине является очень конкурентной по сравнению с другими странами, компания сможет вернуться к вопросу инвестирования в какое-то производство в Украине.

– Если говорить о рынке малой бытовой техники, что на нем сейчас происходит?

– Рынок малой бытовой техники в 2017 году существенно вырастает по сравнению с предыдущим годом. Темпы роста и в штуках, и в гривнях являются двухзначными. Мы видим, что за первое полугодие объем рынка в штуках почти достиг объема 2015 года. В целом мы ожидаем, что нынешний результат превзойдет 2015 год по количеству проданных единиц. Такая положительная динамика обусловлена в первую очередь существенным улучшением потребительских настроений у украинцев, а также отложенным спросом из предыдущих кризисных лет, когда украинцы экономили. Поскольку бытовая техника не является предметом первой необходимости, потребители часто откладывали покупку на потом. Сейчас мы наблюдаем, что украинцы адаптировались к сегодняшним экономическим реалиям, рационализировали свои расходы и возвращаются к запланированных покупок. Также мы видим, что украинцы экономят по-своему: пытаются купить технику на долгие годы. То есть покупают качественный товар по разумной цене, а не самый дешевый. В первую очередь рост на рынке демонстрируют известные бренды, в том числе и Philips.

– Как долго все это продлится?

– Мы оптимистично смотрим в будущее. В этом и следующем году благодаря отложенному спросу рынок будет расти. Но есть еще один фактор, который может способствовать дальнейшему росту рынка. Это инновации. Глобальный рынок бытовой техники растет именно благодаря инновациям и «умным» решениям. Этот тренд приносят в Украину глобальные компании-производители, в том числе Philips. Скажем, есть инновационные продукты, которые помогают сделать ту же работу за гораздо более короткий отрезок времени, упростить или выполнить ее эффективно. И такие инновационные продукты растут значительно быстрее, чем сам рынок. К примеру, растет сегмент парогенераторов, которые позволяют гладить вдвое быстрее, чем обычный утюг. Сегмент аккумуляторных беспроводных пылесосов для быстрой уборки возрастает более, чем в два раза. То есть украинцы хотят инноваций, которые могут облегчить их жизнь и работу дома. Именно инновации и инвестиции компаний в их продвижение создают долгосрочный потенциал развития рынка на будущее.

– Говорят, что официальные поставщики продают различные товары с очень большой маржой – 40-50%. Тогда как в интернете можно купить продукцию намного дешевле. То есть люди имеют возможность обходить эти большие наценки. Так ли это на самом деле? Есть ли в словах интернет-трейдеров доля правды или здесь что-то не так?

– Действительно, в интернете можно часто найти товар, который существенно дешевле, чем тот, что продается в других магазинах. Чаще всего этот товар ввезен в Украину по "серым" схемам, о которых мы говорили. Например, продукция может завозиться мелкими партиями, избегая налогообложения, с нее не платится пошлина. Соответственно, такой товар может быть дешевле официально импортируемого, с которого уплачены все налоги. Такое изделие часто не имеет соответствующего гарантийного и постгарантийного обслуживания, и в этом случае риски несет потребитель. Поэтому рынhttp://biz.nv.uaок должен быть цивилизованным. На украинском рынке бытовой техники представлены почти все крупные международные игроки, они активно инвестируют и борются за него, и не имеют возможности завышать цены, потому что это приведет к потере доли рынка и потере продаж. Конкуренция на рынке малой бытовой техники очень существенная и способствует тому, чтобы цены для потребителя были доступными.

 Источник: biz.nv.ua